Изучение английских слов.

Какие слова следует запоминать

Пожалуй, это один из первых вопросов, на который стоит ответить, приступая к изучению языка. Принцип 20/80 в случае с иностранными словами больше похож на 10/90. Из нескольких десятков тысяч слов, которые знает носитель языка, девяносто процентов являются настолько редкими, что иностранцу их обычно учить нет смысла. Для того, чтобы понимать иностранный язык и уметь донести свои мысли, вполне достаточно десяти процентов самых употребительных слов – они покроют свыше 90 процентов словоупотреблений. Конечно, не существует чёткой границы между частыми и редкими словами – зависимость тут больше похожа на гиперболу – каждая следующая тысяча приносит меньше пользы, чем предыдущая.



Зависимость понимания текста от объёма словарного запаса (отсюда). Первая тысяча слов даст 75% охвата текста, пятая - 92%. По другим данным пятитысячный словарь обеспечивает 95-96-процентное покрытие и является пороговым уровнем для комфортного чтения художественной литературы. В учебной и научно-популярной литературе используется меньше редких слов, поэтому читать её обычно легче.

Оптимальное количество слов для иностранца лежит где-то между третьей и восьмой тысячами самых употребительных слов, где третья – это чтение со словарём и общение на бытовые темы, а восьмая – чтение практически без словаря (о значении редкого незнакомого слова можно догадаться по контексту) и свободное общение. Учить больше слов имеет смысл только в том случае, если вы намерены в дальнейшем регулярно пользоваться иностранным языком по несколько часов в день. В противном случае редкие слова будут забываться раньше, чем будут использованы.

Распространённой ошибкой является попытка учить все слова подряд. Пытаясь совместить приятное с полезным, человек читает книгу на английском языке и добросовестно выписывает в тетрадь все незнакомые слова. «Глухарь затоковал на пихте». Тетрадь полнится глухарями и пихтами, а книга по-прежнему пестрит незнакомыми и смутнознакомыми словами. Более продвинутые используют плагины для браузеров или специализированные веб-сервисы, чтобы собирать ещё больше глухарей из книг и фильмов. Результат предсказуем: человек знает слова «мочка» и «снисходительный», но, пролив в гостях пиво, обнаруживает, что не может вспомнить слова «тряпка», которое, вот незадача, ни разу не встретилось в любимом сериале. Другой недостаток этого подхода – отсутствие обозримой цели (учить слова можно бесконечно), что плачевно сказывается на мотивации.

Как выучить словарь

Другая крайность, свойственная самым смелым ботаникам – попытка выучить словарь. Идея здравая, но реализовывать её следует ни в коем случае не в лоб (иначе можно умереть от тоски на середине буквы B). Во-первых, словарь должен быть не очень большим – 5-10 тысяч слов, не больше. Во-вторых следует использовать частотный словарь, где слова ранжированы по частоте, а не по алфавиту. В третьих, запомнить слово без контекста невозможно поэтому под каждое необходимо подобрать осмысленный и наглядный пример употребления, например здесь. Пример должен быть сохранён, понят, прослушан через Ивону и повторён вслух. Этот способ не годится для начинающих, но тем, кто хоть как-то изучал язык в школе, он позволит добиться серьёзного измеримого результата за несколько месяцев.



Частотные словари издательства Routledge. Изданы для всех распространённых языков.

Если вы изучаете английский язык, то можно использовать онлайн-словарь Britlex, созданный на основе частотного словаря вроде тех, что изображены выше. В него не включена лексика начального уровня и большая часть интернациональных слов, поэтому если вы его изучите, то ваш фактический словарный запас будет составлять 6000-6500 самых употребительных слов. Примеры уже подобраны и озвучены, выучить можно за пару месяцев.

Приёмы запоминания английских слов

Метод фонетических ассоциаций. Суть техники ассоциативного запоминания состоит в том, что для к английскому слову подбирается созвучное слово или словосочетание из русского языка или уже известных иностранных слов. Затем придумывается картинка или ситуация, связывающая эти два понятия. Чем более нелепа и абсурдна будет эта ситуация – тем лучше она запомнится. При вспоминании иностранного слова в памяти неизбежно всплывёт эта картинка, из которой можно легко вытащить нужно иностранное слово. К примеру, слово "meadow" (луг) созвучно слову «мёд». Представляем себе цветущий луг, на котором пчёлы собирают нектар. Или просто луг, цветы которого пахнут мёдом Довольно популярный метод, особенно среди начинающих. На его основе даже существуют какие-то методики и обучающие курсы. Способ действительно работает, но только как промежуточный приём на коротких временных интервалах и для небольшого количества слов. То есть брать штук тридцать слов и сегодня же их заучивать, пока слова не станут отскакивать от зубов безо всяких образов-подсказок.

Метод города. Используя эту технику, надо мысленно соотнести изучаемое английское слово не с абстрактным понятием, а с конкретным, реально существующим предметом, знакомым местом или привычной ситуацией. То есть «расставить» все слова по улицам, паркам, зданиям и подвалам своего города. Запоминая слово "plant" (куст, растение, саженец), привяжем его к облезлым кустам, растущим неподалёку от дома. Мысленно наложим картинку с напечатанным словом на образ этих кустов, придумаем пример, когда мы бы употребили это слово применительно к нашим кустам.

Условия успешного запоминания

Чтобы память приняла ваши усилия и подчинилась необходимости фиксировать материал, необходимы определённые условия. У памяти простая логика: она ведёт себя как человек, получающий в случайном порядке разные вещи, часть из которых надо выбросить, а часть – сохранить. Итак:

Выбрасывается ненужное. Сохраняется полезное. Учёными установлено, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, а также сами препятствия. Поэтому важным условием является применение полученных знаний. Это ещё одна причина, по которой особое внимание следует уделить правильному произношению, ведь правильно произнести иностранное слово – достаточно сложная задача.

Выбрасывается случайное. Если информация была использована только один раз, то она будет через некоторое время отброшена. Повторение изученного ранее материала увеличивает время занятий на 20-30 процентов, но повышает эффективность в разы. Повторение-мать учения. Эта банальная фраза стала банальной лишь потому, что полностью соответствует действительности.

Давным-давно в одном из московских университетов провели эксперимент. Четырем группам студентов читали один и тот же текст. В первой группе прочли его четыре раза. Во второй три раза, но один раз студенты пересказали его. В третьей — два чтения и два пересказа, в четвертой — одно чтение и три пересказа. Разница в усвоении материала оказалась столь разительной, что вывод был сделан однозначный: повторное (и многократное) чтение учебного материала — пустая трата времени. Повторение должно происходить с напряжением памяти, вне зависимости от того, какой способ обучения вы используете.

Выбрасывается неприятное. Закон мотивированного забывания гласит, что человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Воспоминания, связанные с переживанием отрицательных эмоций, сложнее извлечь из памяти, чем приятные воспоминания. Это означает, что непременным условием эффективного обучения является получение удовлетворения от процесса. Нельзя допустить, чтобы занятия превращались в мучительную зубрёжку, утомительное бдение над учебником. Приступайте к занятию с удовольствием, подумайте о том, что сегодня вы еще ближе продвинетесь в достижении своей цели. Окончив сеанс, подведите мысленно итоги, не забудьте порадоваться своим результатам.

Маленькие дети отлично знают эти законы памяти, поэтому, услышав новое словечко, они его радостно повторяют несколько раз, а затем пытаются при случае ввернуть в разговоре, не обязательно к месту. Это одна из секретных методик, с помощью которых дети осваивают любой язык с лёгкостью, которой глупые взрослые могут только позавидовать.

Разумеется, слова - это ещё не язык. Кроме знания слов неплохо ещё уметь составлять из них что-то осмысленное. О том, как научиться это делать, рассказано здесь.

Все статьи